20 ноября весь мир будет отмечать День педиатра
Мы продолжаем проект «ОКБ – глазами студентов ЮГУ». Пятый год подряд больница Ханты-Мансийска и Югорский государственный университет работают над проектом, в котором медицинские специалисты открывают будущим журналистам мир здравоохранения, помогают писать о медицине интересно, ответственно и профессионально. По итогам 5 сезона мы подготовим очередное издание ежегодной газеты «Пульс». Представляем материал студента 3 курса Дмитрия Балабанова. Он встретился с заведующей детской поликлиникой ОКБ Ханты-Мансийска Ларисой Тандаловой. Она рассказала о педиатрической службе: трудностях, историческом прошлом, ежедневной работе.
В 1987 году Лариса Тандалова открыла для себя двери окружной больницы Ханты-Мансийска. Проработав 13 лет участковым педиатром, она стала заведующей детской поликлиникой. Сегодня она расскажет о том, что такое педиатрия, из чего она состоит, и почему дети — это самые сложные пациенты.
Из каких обязанностей состоит рабочий день участкового педиатра?
— У участкового педиатра действительно уникальный график работы. Два рабочих дня в неделе уделяются здоровым детям, другие три — детям с заболеваниями. В дни здоровых детей они, чаще всего, осматривают пациентов первого года жизни: вакцинируют их, взвешивают, смотрят, как они растут, измеряют, дают рекомендации, проводят оценку физического развития. Это первая половина дня приема. Вторая половина рабочего дня всегда состоит из посещений детей на дому. Как правило, врачи выезжают на дом к тем, кто не в состоянии прийти в поликлинику. Для юных пациентов, которые болеют covid-19, выделена отдельная бригада. В нее входят участковые педиатры, фельдшеры, руководит их работой инфекционист. Таких детей они обслуживают от начала заболевания и до момента полного выздоровления: обследуют, берут тесты и, при необходимости, привозят лекарства.
Бывают ли случаи, когда врачи игнорируют рабочий график и остаются в поликлинике допоздна?
— Естественно! Когда люди сидят под дверью с маленькими детьми, мы просто не можем встать и уйти, заявив, что рабочий день закончился. Очень часто такое происходит с врачом травматологом-ортопедом, потому что приходят дети с проблемами, а зимой улицы становятся более травмоопасными. В сезон подъема инфекционных заболеваний такая же ситуация происходит с отоларингологом. И так бывает, что врачи засиживаются на рабочем месте до 9 или до 10 часов вечера, хотя сама поликлиника закрывается в 8.
Медицина находится в постоянном развитии, а врачи работают в своей профессии не по одному десятку лет. Как часто врачам необходимо осваивать новые технологии и методы лечения?
-Мы говорим о таком разделе науки, в котором просто необходимо постоянно читать, в противном случае можно отстать от жизни. Появляется множество новых вакцин, препаратов, технологии генной инженерии, болезни, которые расшифровываются генетически. Об этом должны знать педиатры, потому что когда мы принимаем ребенка и видим, что есть проблема, мы должны понимать, в какую сторону двигаться: как его обследовать, в какие сроки. Педиатр всегда должен знать все новинки, изучать последние исследования, и уметь применять новые навыки на практике.
Что объединяет врачей педиатров? Чем они отличаются от других?
-Все педиатры — альтруисты. Пока не примут последнего ребенка, никуда не уйдут. Мы просто не можем пройти мимо и не помочь, поэтому, наверное, не все идут в педиатры. Бывает так, что люди заканчивают педиатрический факультет, приходят к нам работать, а потом понимают, что не могут. Те врачи, которые могут и готовы посвятить себя этой профессии — они истинные педиатры.
Чем отличается подход к лечению ребенка от лечения взрослого человека. Есть ли какие-то тонкости в этом процессе?
-Главное отличие в том, что у нас нет единой дозы для всех. Любой препарат нужно рассчитывать по весу, по возрасту, и участковый педиатр должен четко знать, с какого возраста нужно применять определенные препараты: какие-то с рождения, другие с нескольких месяцев, с 3 лет и так далее. Также сложность состоит в определении точного диагноза: зачастую маленькие дети не могут систематизировать свои знания, они толком не могут объяснить даже того, что у них болит и где. Не стоит забывать и о том, что у маленьких детей могут быть такие же болезни, как и у взрослых, а тело зрелого человека сильно отличается в размерах от тела ребенка. Нужно быть гениальнейшим виртуозом, чтобы, к примеру, оперировать детей.
Как вы помогаете детям отвлечься от страхов и переживаний, когда они находятся на приеме?
-Мы, естественно, не остаемся безучастными в таких ситуациях. Когда ребенок боится или начинает плакать, его всегда становится жалко. Мы стараемся их успокоить: многие вешают игрушки на фонендоскопы, ставят различные яркие предметы к себе на стол, при осмотре горла врачи любят отвлекать фонариком.
Нуждаются ли педиатры в какой-либо психологической подготовке перед тем, как приступить к работе?
-Мне кажется, если человек пошел в медицину, то он уже психологически готов. Конечно, когда молодой специалист приходит в коллектив, мы стараемся поддержать его. Если человеку не помочь, он может испугаться, растеряться и, в конечном итоге, разочаруется в этой профессии. Работать в медицине достаточно тяжело, так что сложности бывают, но мы стараемся помочь нашим молодым специалистам во всех трудностях и быть с ними рядом.
Чем чаще всего болеют подростки в наше время? Что их выделяет?
-По статистике, самую большую долю по заболеваемости во всех возрастных группах составляет заболевание органов дыхания. То есть у детей преобладает респираторная инфекция. На второе место у детей подросткового возраста выходит заболевание глаз и заболевание опорно-двигательного аппарата. Это связано с образом жизни, с тем, что подростки малоподвижны. Федор Эрисман, известный врач, живший в 19 веке, говорил, что когда ребенок идет в школу, то после ее окончания он становится горбатым и слепым. Это особенность подросткового возраста. Сейчас очень большое внимание уделяется физическим нагрузкам, но ведь для того, чтобы тело правильно формировалось, нужно не три раза в неделю ходить на физкультуру, а заниматься чем-то и в домашних условиях: проводить зарядки, иметь в наличии хорошую мебель, сидеть за столом, не сутулясь. Ну и, конечно, за тем, чтобы у ребенка правильно формировался мышечный скелет, должны следить и родители.
Можете рассказать о самых неожиданных случаях выздоровления детей, если такие были в вашей практике?
-Дети — это самые благодарные пациенты, и большая их часть очень быстро поправляется. Маленькие пациенты, как цветочки: полить, дать пилюлю от температуры, и всё — они снова бегают, прыгают, улыбаются, и очень довольны. При кишечных инфекциях идет процесс обезвоживания, они становятся очень вялыми, родители иногда приносят их на руках. Потом в приемном отделении им дадут что-нибудь, и они на глазах расцветают.
Сейчас мы видим современную больницу, одну из лучших в стране. Вы переступили порог этой больницы в 1987 году. Как она выглядела тогда?
-Ханты-Мансийск изменился до неузнаваемости. У детской поликлиники тогда было отдельное деревянное здание, очень старое. Я как-то пришла к больнице после вызова, а у нее провалилась крыша. Затем нашу детскую поликлинику перевели в другое здание. И только потом, в 1999 году, мы переехали в нынешнее здание ОКБ. На тот момент, когда мы сюда переезжали, детского населения в городе было 10 000, сейчас же, по последней переписи, их уже примерно 25 000, поэтому у нас есть еще шесть филиалов детской поликлиники в различных частях города. Здесь в ОКБ у нас только узкие специалисты, вакцинация, профилактические осмотры и все заведующие, в филиалах же проходит прием больных детей.
Были у вас на работе какие-нибудь забавные ситуации?
-С детьми такое иногда происходит. Например, как-то мы всем составом врачей смотрели сыпь у девочки. Все педиатры осмотрели — никто не мог понять, в чем дело. Как потом выяснилось, она просто не хотела идти в детский сад и нарисовала себе эту “сыпь” фломастером.
Что испытывает педиатр, когда понимает, что смог помочь пациенту? Как вы справляетесь с трудностями в лечении ребенка?
-Это большое облегчение, иногда оно доводит до слез. Неоднократно было такое, причем плакали даже с родителями. Мы стараемся объединиться с родителями в таких ситуациях. Говорим с ними о том, что нельзя терять веру, несмотря на то, что есть некоторые отрицательные моменты. До сих пор я встречаю многих родителей, и они меня узнают, говорят слова благодарности. Ведь к нам никогда не приходят с радостью, к нам приходят с проблемой. Конечно, от выздоровления ребенка испытываешь удовлетворение. В такие моменты понимаешь, что жизнь прожил не зря, и проработал столько лет тоже не просто так.
Что для вас значит международный день педиатра? Поздравляете ли вы коллектив?
-Мы, естественно, поздравляем коллектив, потому что это все-таки признание во всем мире. Было время, когда хотели всех сделать семейными врачами и говорили, что педиатрия не нужна. Тогда испугались все терапевты, потому что им бы пришлось переучиваться, а детей то они боятся. Если педиатры были готовы переучиваться, то терапевты — нет. Так, со временем люди признали, что лечение детей — совершенно отличительная работа, так что международный день педиатрии это еще и ее утверждение, как отдельной сферы медицины.
Пресс-центр окружной клинической больницы Ханты-Мансийска