Формирование психологической устойчивости — важное направление психопрофилактики самоубийств
По данным Всемирной организации здравоохранения около 20 % самоубийств в мире приходится на подростковый и юношеский возраст. Суицид входит в пятерку наиболее распространенных причин ухода из жизни у лиц в возрастной группе от 15-19 лет
В России, за последние 6-7 лет, частота суицидов среди подростков составила 19-20 случаев на 100 тысяч. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних показывает, что большинство случаев связано с семейными конфликтами и неблагополучием, обусловлено боязнью насилия со стороны взрослых, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием родителей.
Нередки случаи, когда самоубийство детей и подростков вызывается гневом, протестом, агрессией или желанием наказать себя и других.
Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Как правило, лишь в 10 % суицидальное поведение имеет цель покончить собой, а в 90 % мотив суицидального поведения подростка – это привлечение к себе внимания. Более глубокое изучение данной проблемы свидетельствует, что при каждой повторяющейся попытке риск смерти возрастает, а суицидальный акт в таких случаях «лучше» подготовлен и менее импульсивен.
Характерные признаки суицидального поведения
Если подросток задумал серьезно совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
Вербальный признак – это прямые или косвенные разговоры, а также шутки о смерти. Например, «Я не могу так дальше жить», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться».
К поведенческим признакам относятся несвойственные ранее радикальные действия, например: раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, мириться с давними врагами, во внешнем виде — стать неряшливым, в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания и прочее.
К ситуационным признакам относится замкнуть – ребенок избегает общения со сверстниками, проявляет раздражительность, угрюмость, находится в подавленном настроении, становится чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру, проявляет признаки беспомощности, безнадёжности и отчаяния.
Подростковый суицид: группы риска
К суицидам чаще повержены юноши и девушки
— находящиеся в сложной семейной ситуации (болезненный развод родителей, предпочтение родителями одного ребенка по отношению к другому, жестокое обращение в семье, психически больные родственники);
— испытывающие серьезные проблемы в учебе;
— не имеющие друзей, устойчивых интересов, хобби;
— склонные к депрессиям (имеющие психические заболевания):
— перенесшие тяжелую утрату;
— остро переживающие несчастную любовь (разрыв высокозначимых любовных отношений);
— имеющие семейную историю суицида (или ставшие свидетелями суицида, либо сами пытавшиеся покончить с собой);
— употребляющие алкоголь, психоактивные вещества;
— имеющие недостатки физического развития, инвалидность, хронические соматические заболевания;
— совершившие уголовно наказуемый поступок (характеризующиеся криминальным поведением) или ставшие жертвой уголовного преступления (в т.ч. насилия);
— попавшие под влияние деструктивных религиозных сект или молодежных течений.
Давайте поговорим: советы взрослым
Существует три основных метода оказания психологической помощи человеку, думающему о суициде.
Первый — это своевременная диагностика и соответствующее ЛЕЧЕНИЕ суицидента.
Второй – это активная ЭМОЦИОHАЛЬHАЯ ПОДДЕРЖКА человека, находящегося в состоянии депрессии.
Третий – это ПООЩРЕHИЕ его ПОЛОЖИТЕЛЬHЫХ УСТРЕМЛЕHИЙ, чтобы облегчить ситуацию.
В беседе с любым человеком, особенно с тем, кто готов пойти на самоубийство, важно уделить достаточно внимания активному выслушиванию. Активный слушатель – это человек, который слушает собеседника со всем вниманием, не осуждая его, что дает возможность его партнеру выговориться без боязни быть прерванным. Активный слушатель в полной мере понимает чувства, которые испытывает его собеседник, и помогает ему сохранить веру в себя. Активный слушатель поможет тому, чтобы высказывания его собеседника о желании умереть наверняка были услышаны.
ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, одноклассников и т.п….»
СПРОСИТЕ: «Что происходит У НАС, из-за чего ты себя так чувствуешь?…»
НЕ ГОВОРИТЕ: «Когда я был в твоем возрасте… да ты просто лентяй!»
ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным…»
СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь».
НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».
ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!…».
СКАЖИТЕ: «Ты очень много значишь для нас и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит».
НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».
ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!…».
СКАЖИТЕ: «Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать».
НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?».
ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок…».
СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом».
НЕ ГОВОРИТЕ: «Что посеешь, то и пожнешь!».
ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?…».
СКАЖИТЕ: «Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное».
НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится — значит ты недостаточно постарался!»
Кроме того, при проведении беседы нужно руководствоваться следующими принципами:
Нельзя приглашать на беседу через третьих лиц (лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-либо несложной просьбой или поручением, чтобы был повод для встречи).
При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговора, сколько бы он ни продолжался).
Желательно спланировать встречу не в учебное время.
В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо «попутные» дела. Надо всем своим видом показать суициденту, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
Если в ходе беседы несовершеннолетний активно высказывал суицидальные мысли, то его необходимо немедленно в сопровождении законных представителей направить к врачу психотерапевту, психиатру в ближайшее лечебное учреждение.
ЗАПОМНИТЕ!!! Подростки совершают суицид преимущественно в случаях, когда не видят решения своих проблем, когда попытки справиться с проблемами завершились неудачно, когда резко обострилось чувство безнадежности.
Материал подготовили:
Оксана Бондрь, Светлана Вохмянина, БУ «Няганская городская поликлиника»