Как подготовить себя и ребенка к первому классу?
Ваш ребенок идет в первый класс, и вы переживаете, задаете себе вопросы: «Как будет учиться ребенок в школе? А надо ли учить его заранее читать, считать и писать? Что делать, если ему будет трудно? И т.д.». Тогда эта информация для вас. Разберем основные вопросы адаптации к школе и на что в первую очередь уделить внимание.
Советы медицинского психолога.
Для начала необходимо понимать, что адаптация в норме может проходить от трех недель до двух-трех месяцев. Многое будет зависеть от личностных характеристик ребенка и его готовности к школьному обучению.
Не стоит загружать детей чтением и письмом, они будут учиться не так как вы. В начальном периоде лучше помогите адаптироваться к школе.
Уделите особое внимание распорядку дня будущего первоклассника, это будет хорошей профилактикой различных заболеваний нервной, сердечно-сосудистой и иммунной системы, а также поможет обеспечить высокую работоспособность ребенка и умение справляться со школьными нагрузками.
Настройте себя на то, что ребенок будет нуждаться в вашей поддержке и помощи. Поэтому вам стоит запастись терпением.
Не делайте резким переход от дошкольника к школьнику. Ребенок не сможет быстро превратиться из играющего малыша в прилежного ученика. В первый год обучения игра будет оставаться ведущей деятельностью и многие знания первокласснику гораздо легче усваивать именно в игровой форме. Разрешите взять любимую игрушку в школу, чтобы он мог поиграть на переменах.
Учите детей безопасному поведению или «правилу взрослых»:
— покажите безопасный маршрут от дома до школы и обратно;
— расскажите ребенку кому можно доверять, а кому нет: с незнакомыми людьми разговаривать нельзя, если почувствовал опасность, то ни в коем случае нельзя бежать в подъезд, лучше зайти в магазин или аптеку и подождать;
— выучите с ребенком важные номера телефонов и свой адрес – наизусть.
И будет хорошо, если вы отработаете ситуации «один дома».
Поощряйте за любые успехи в учебе и других сторонах школьной жизни. Учите адекватно оценивать себя, сравнивая свои прошлые и нынешние результаты. Проговаривайте о сильных сторонах вашего ребенка. Хвалите за конкретные достижения, а не в целом.
Также необходимо помочь разобраться со школьными правилами.
Проявляйте интерес, как прошел день, не задавайте вопрос: «Как ты себя сегодня вел?», а спросите: «Что было интересного?», «Что тебя удивило?», «Что было сложно?» и т.д. Важно, чтобы ребенок делился с вами своими открытиями и достижениями, трудностями и сомнениями, а не формальными оценками своего поведения.
Помогите ребенку наладить общение с одноклассниками. Обсуждайте конфликтные ситуации, подскажите способы подружиться с другими детьми, поделитесь собственным детским опытом.
Необходимо работать и над собственными чувствами и ожиданиями. Иногда родители сами «заражают» ребенка своими тревогами относительно школы.
Выполнение этих рекомендаций поможет снизить переживания как родителей, так т детей. Радуйтесь вместе с ребенком его успехам, вместе ищите выход из сложных ситуаций и у вас всегда будет повод гордиться своим ребенком и самим собой.
Если ваш ребенок не справляется со школьными нагрузками необходимо обратиться к специалистам.
Пресс-служба БУ «Нижневартовская психоневрологическая больница»