Разъяснения медицинского психолога о взаимодействии медицинских работников и пациентов в условиях COVID-19

0 63

Разъяснения медицинского психолога о взаимодействии медицинских работников и пациентов в условиях COVID-19

Уставшие лица людей, проводящих часы у кабинетов докторов в ожидании приема. Одни сидят, опустив глаза. Другие конфликтуют, оскорбляя и пациентов, и врачей. Эффект раскрутки агрессии сегодня настолько велик, что можно прямо здесь, в очереди, услышать совет от «бабы Клавы», как довести врача до нервного истощения; куда написать, чтобы его наказали, и решить свой вопрос заодно, «пройдясь по головам» тех, кто нуждается в помощи больше других. И никто из кричащих думать не хочет, что врач — не машина. Это человек, который работает в режиме повышенного напряжения, и у него очень мало времени на восстановление. ⠀

Да, сложившаяся во всем мире ситуация требует от медицинского персонала актуализации самых лучших качеств для реализации профессиональной миссии. Это подвиг, и он реален. Это из плюсов. Из минусов — осознание высокой цены ошибки, нахождение под постоянным социальным контролем и критикой; работа в зоне высокого психо- эмоционального напряжения, паники не могут не отразиться на их собственном самочувствии. В следствии получения информации об положительных результатах тестов на наличие коронавирусной инфекции, либо о контактах с такими, пациенты могут по разному отреагировать на известие. ⠀

Условно разделим их на две группы: ✅невротики⠀
✅характеропаты (тут же социопаты)⠀

Типы могут быть смешаны, границы состояний размыты, различаются по силе проявления.⠀


Реакция невротика будет заключаться в самобичевании. Он скажет: « Я сам виноват, не учел, не предпринял мер и другое». Их агрессия направлена на себя. Невротикам не свойственны необдуманные рискованные поступки, они стараются следовать рекомендациям и применять меры защиты максимально. Если они заражаются, то, как правило, по независящим от них обстоятельствам. ⠀

Характеропаты. Их реакция Я + (хороший), Вы – (плохие)! Они скажут: «Это вы виноваты, и вы мне за это ответите». И в различных социальных сетях, и в реальном мире можно наблюдать их не высокую критичность к собственному поведению в кризисной ситуации. Это так публично выражалось в период карантина в обесценивании сложившейся ситуации, игнорировании рекомендаций о соблюдении условий карантина. На себя ответственность за свое поведение и состояние здоровья они обычно не берут, или берут условно. Это те, кто сейчас проявляет чаще всего агрессию по отношению к медицинскому персоналу, либо к окружающим. ⠀

У пациентов с остро выраженной формой реакции и у тех, кто находится в пределах психической нормы, реакции на негативные события можно разделить на три основные группы: «бей», «беги» или «замри». ⠀

Реакция «бей» свойственна и характеропатам и невротикам. Проявляться может как в форме психологической агрессии, так и физической. Только у первой группы вектор агрессии будет направлен во вне, у вторых на себя. ⠀

Если уровень невротичности у пациента достаточно выражен, медицинскому работнику стоит учитывать высокий риск самоповреждения пациента. С ним нужно подробно обсудить алгоритм их действий на ближайшие несколько дней, это поможет снизить уровень тревожности. Далее ненавязчиво известить пациентов о доступных формах психологической поддержки (горячие линии ПНБ, МЧС). ⠀

При проявлении со стороны пациентов признаков характеропатии, социопатии, медицинский персонал сегодня вынужден применять навыки самообладания. Об этом подробнее расскажу во второй части инструкции.⠀

Реакция «беги» выражается в непринятии диагноза и недооценивании значимости собственной позиции, в том числе социальной ответственности перед другими, которых могут подвергать риску заражения. Такие пациенты либо не заявляют о признаках заболевания своевременно, не оценивают реально все риски, связанные с его исходом; не ограничивают количество контактов, или ограничивают частично. Либо просто убегают. ⠀

Реакция «замри», не смотря на ее кажущиеся преимущества перед другими, для пациента может быть довольно опасной. С одной стороны, нервная система таким способом пытается уберечь человека от запредельно острой для него реакции. Он входит в состояние некого ступора, который может выражаться от полной потери способности двигаться или разговаривать, до легких признаков диссоциации (потеря чувствительности, связи между телом и разумом). Пациент может объяснить свое состояние примерно так: «Смотрю, как будто это происходит не со мной», либо молчать. Опасность этой реакции в ее возможных негативных последствиях. Она отдаляет момент адаптации к негативному событию. И если негативная ситуация продолжает свое действие, а адаптации не происходит, напряжение может вызвать психическое либо физическое истощение. ⠀

Приемы, которые следует применить доктору:⠀


Согнуть пациенту пальцы на обеих руках, сильно прижать их к ладоням. Большие пальцы остаются свободными.⠀

Массировать точки на лбу, расположенные над зрачками глаз, посередине между бровями и началом волосяного покрова головы.⠀

Синхронное дыхание. Положить руку на грудь пациента. Изначально подстроиться под его ритм дыхания. Когда синхронизация произойдет, плавно увести его за собой в нормальный ритм.⠀

Учитывать, что при выходе из состояния ступора, пациент может проявлять негативные реакции.⠀

Работа с собственными эмоциональными реакциями для медицинского персонала.⠀

Единственный гуманный способ не допустить эффекта раскрутки агрессии, оставаться спокойным самому. Медицинскому работнику важно отработать навыки саморегуляции собственных состояний, а так же навыки восстановления после работы в очагах повышенного напряжения.⠀

Одно из основных правил: не присваивать эмоцию пациента себе. Он агрессирует не потому, что вы не правы (конечно, если вы соблюдали правила этических норм и правил профессии), а потому, что ему плохо и страшно, но выразить свое состояние по другому он не умеет. Можно наблюдать, как кричащий человек, будь он даже два метра ростом, превращается в ребенка. Как только вы приняли его эмоцию и включились в нее, вы перестали быть взрослым. Итог- «горите» оба. ⠀

Пациенту, как человеку не подготовленному может быть сложно контролировать собственные эмоции. Если реактивная волна уже началась, нет смысла обрывать ее замечаниями, нравоучениями или, что более опасно, ответной агрессией. Он кричит не для того, что бы вы в этот момент подобрали нужные слова для него. Даже если они найдутся, он вас все равно не услышит. Все, что нужно пациенту в этот момент- отразить свою негативную эмоцию, которую он не в силах удержать. Кстати, не редки случаи, когда пациенты позднее признаются, что им стыдно за свое поведение и просят их извинить.⠀

Учитывайте, что даже самая сильная негативная эмоция длится не более 7 минут, затем сила ее интенсивности слабеет. Эмоция средней силы продолжается 3-5 минут. До того, как пациент «выпустит пар», продуктивному контакту он малодоступен. Да, у вас нет времени для урегулирования их состояний. Но и никаких мер по защите вас от их агрессии сегодня нет. А самим им привести свои чувства в порядок сложно, и никакой социальной ответственности перед теми, кто тоже ждет приема, такие пациенты не признают. ⠀

Приемы для сохранения самообладания:⠀

Осознанность. Помните, что у агрессии всегда один корень — страх. Стоит понимать, что кто бы перед вами сейчас не находился, каким бы не был его возраст, социальный статус, в стрессовой ситуации он может проявлять протесты подросткового характера. Он кричит, протестует, паникует — значит он боится. И сила регрессивной реакции прямо пропорциональна силе страха. Важно не сопротивляться этой панике, а изначально принять реакцию пациента, как возможную. Встать в позицию взрослого, стабильного человека, который уверен в благополучном исходе события. Медицинский работник, который оказался в состоянии выдержать негатив и сохранить здравомыслие и спокойствие, вызывает доверие. И только после этого можно сказать пациенту: «Да, ситуация серьезная, но я знаю, как в ней быть и что нужно делать. Если мы вместе с вами примем нужные меры, благоприятный исход гарантирован». Пациенту важно, чтобы был тот, кто скажет эти слова, даже если результат сомнителен. Нельзя использовать фразы типа: «Ничего страшного». Пациент может воспринять это, как попытку его обмануть, он же смотрит мировые новости. Фразы типа: «Не бойтесь», препятствуют доверию. Он не может не бояться, и понимает, что причины его страха недооцениваются.⠀

В такой ситуации спасайте себя, так как вы нужны очень многим. Как не вовлечься в эффект раскрутки агрессии? Техник много. ⠀

«Заземление». ⠀
В момент, когда вы чувствуете, что начинаете вовлекаться в реакции пациента, слегка пошевелите стопами, почувствуйте подошву обуви. Представьте, что прямо из ваших ног выросли прочные корни. На вдохе представьте, как негативная эмоция пациента проходит сквозь вас, на выдохе она выходит через корни. Не в коем случае не уходить из контакта! В визуальном, аудиальном, но вы должны оставаться в нем. Иначе, агрессор может усилить негативную реакцию для привлечения вашего внимания к себе. Когда сила его реакции начнет истощиться, можно действовать из позиции взрослого.⠀

После рабочей смены важно отследить свои чувства и эмоции. Честно признаться себе в них. Гнев, раздражение, усталость… Любой человек имеет право это испытывать. ⠀

С частью медицинского персонала я проводила занятия по саморегуляции. Те, кто их не посетил, могут воспользоваться различными техниками, такими как аутогенные тренировки, техники восстановления во время водных процедур, травяные сборы и другие. ⠀

Это надо применять и это действительно работает.⠀


медицинский психолог, ⠀

О. Е. Савченко⠀

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

11 + 5 =