Сенсорно-интегративная терапия в работе с детьми с нарушением внимания
За последние годы при обращении к врачам психиатрам, психологам, специалистам реабилитационных программ нарушение внимания детей все чаще встречается в жалобах родителей. Такое нарушение чаще отмечается родителем только в период подготовки ребенка к школе, поэтому реабилитация важна с момента выявления.
На базе амбулаторного детского отделения Нижневартовской психоневрологической больницы специалистами проводятся практические занятия по методу сенсорной интеграции. Сенсорная интеграция − способность организма обрабатывать поступающую информацию. В информационном потоке, идущем от анализаторов организма, происходит психический процесс основания и дальнейшего развития смыслового каркаса. На сенсомоторном уровне происходит понимание окружающей действительности по категориям: большой-маленький, мокрый-сухой, горячо-холодно и тд. Когда присутствуют трудности в распознании категоризации, происходит сбой в познавательном развитии. Вследствие чего, конечно же, страдает внимание.
На бессознательном уровне мы определяем объект из фона и он имеет определенное значение. При сбое распределения объектов по категориям на сенсомоторном уровне у ребёнка будет страдать внимание даже при выполнении невербальных действий. Если же имеются трудности только в понимании категорий предметов, тогда ребёнок успешно может выполнять все действия, однако в школьной успеваемости будут проблемы. В первом случае ребёнок сталкивается с «беспорядком» в окружающем его мире, ему трудно контролировать себя, его действия хаотичны, у него затруднены процессы саморегуляции.
Сенсомоторное развитие позволит ребёнку не только улучшить моторику (крупную и мелкую), а также сформировать и закрепить познавательные процессы. После диагностики каждому маленькому пациенту подбирается индивидуальная программа занятий. Данный процесс успешно проводится специалистом с помощью подвесного оборудования в комнате сенсорной интеграции. С помощью неустойчивых поверхностей ребёнок выстраивает схему своего тела, начинает его чувствовать. Также в ходе работы ребёнок испытывает позитивный стресс, который совместно с грамотной и чуткой поддержкой (физической и психологической) специалиста позволяет ребёнку стать более ловким и уверенным в себе. Упражнения на занятиях сменяются от простых с последующим нарастанием сложности заданий.
Помимо вышесказанного, в результате занятий по методу сенсорной интеграции выстраивается и укрепляется мышечный каркас ребёнка. И это очень важно, ведь у детей с трудностями в развитии часто имеются нарушения мышечного тонуса. Для положительного движения вперед требуется не расслабление, а наращивание и укрепление мышечной массы. В ходе занятий с организующей помощью и поддержкой специалиста, ребёнок учится распределять окружающую действительность по категориям, становится более сконцентрированным, собранным, что положительно сказывается и в целом на психике.