События недели: Quickpay, банки и биометрия, защита от Тинькофф и МТС, IT-ипотека и другое
Центробанк
внёс в реестр операторов платёжных систем новую международную платёжную систему Quickpay (Квикпэй). С
её помощью можно отправлять деньги на банковские карты в 38 стран по выгодному
курсу и без комиссии: платежи совершаются через мобильное приложение. Переводы
выполняются с карт «Мир», Visa и Mastercard.
Россельхозбанк и
Альфа-Банк получили аккредитацию для работы с биометрическими данными россиян. Сейчас аналогичную процедуру проходит Сбербанк. С
2023 года вся биометрия должна храниться в Единой биометрической системе (ЕБС):
данные обязаны передавать собиравшие их компании. Работать с ЕБС можно после
получения госаккредитации. Напоминаем, что использование биометрии
добровольное. Если Вы сдавали биометрию, то можете отказаться от передачи сведений
в ЕБС и деактивировать их. Запрещать применение разрешено и после передачи
данных в ЕБС, в частности, через портал «Госуслуг».
Требования к размеру зарплат айтишников возрастом до 36 лет, собирающихся взять льготную
ипотеку, отменены! Ещё недавно нижняя планка для работающих в столице оставляла
150 тыс. рублей, для тех, кто трудится в городах-миллионниках — 120 тыс. рублей,
для жителей остальных регионов — 70 тыс. рублей.
Тинькофф запустил бесплатный сервис
«Защитим или вернем деньги». Работники
банка обещают уберечь клиентов от телефонного мошенничества с вероятностью
более 99%.
«Защита будет покрывать не только случаи переводов денег мошенникам, но и раскрытие реквизитов карты, кодов доступа в мобильное приложение и интернет-банк, снятие денег в банкомате и другие способы потери денег клиентами под воздействием телефонной социнженерии», — рассказали сотрудники Тинькофф.
Компания
уверяет, что для возврата денег не
потребуется обращаться в полицию или суд — украденную сумму компенсируют в
течение одного рабочего дня. Воспользоваться новой функцией защиты от
нежелательных звонков могут клиенты организации, пользующиеся сим-картой
Тинькофф Мобайл. Точность определения мошенничества во время вызова составляет
99%. Сервис предупредит, кто звонит с неизвестного номера: если звонок
потенциально полезен, на экране высветится категория либо наименование
организации. Клиенты также получат возможность обезопасить денежные переводы с
помощью дополнительной проверки (селфи, смс или звонок колл-центра). Все
проводимые операции анализируются системой фрод-мониторинга.
Напомним,
что летом 2023 года принят закон, обязывающий кредитные организации возвращать
деньги, если перевод был выполнен на счет мошенников. Архив данных об аферистах
пополняется в базе Центробанка регулярно. Начало работы закона — 24 июля 2024 года.
МТС запустил услугу «ФинЗащита». Главная задача сервиса — проверять, нет ли в базах
данных злоумышленников сведений о клиенте и предупреждать, если по его сведениям
пытаются взять кредит или микрозайм. Ресурс также позволяет отслеживать
качество кредитной истории пользователя. Подключить услугу могут абоненты любых
операторов.
Любопытно,
что у сторонней платформы появится к кредитным историям — в число её
обязанностей войдёт обеспечение сохранности и безопасности сведений на
соответствующем уровне. В данный по закону возможность
просматривать кредитную историю имеет сам человек, БКИ, кредиторы и, если
возникает необходимость, суд. Скорее всего, серьёзные затраты на
обеспечение безопасности данных лягут на плечи пользователей. Если цена будет
высокой, массово россияне пользоваться сервисом не будут, а значит, его
содержание, обслуживание и обеспечение сохранности сведений, вероятно, не
принесут выгоды самой компании: это чревато утечками информации и новыми
проблемами для пользователей. Напоминаем также, что все просмотры кредитной
истории гражданина со стороны юрлиц отрицательно влияют на рейтинг. Чем чаще
делаются запросы без последующего заключения договора и выполнения его пунктов,
тем быстрее снижается рейтинг — шансов
получить кредит или заём становится меньше. Для оперативного предупреждения
об изменениях в кредитной истории платформе придется её регулярно
просматривать.
По
данным опроса Cosmo Visa, 36% обратившихся
за кредитами россиян столкнулись с отказами. Чаще всего банки не выдают
потребительские кредиты. 94% клиентов не знают, почему именно им отказали —
кредиторы активно пользуются своим правом не объяснять причины невыдачи денег в
долг. Более 50% респондентов рассказали о том, что ранее допускали просрочку по
кредитам и займам. Общая и наиболее вероятная причина — нежелание банков
рисковать.